О физических лицах бенефициарных владельцах Россельхозбанк

Кредит
Независимый рейтинг МФО, выдающих кредиты и займы в день обращения

Процедура выявления бенефициарных владельцев в РФ и странах БРИКС ч.1

Содержание

Главные статьи (понятия бенефициар и бенефициарный владелец не равнозначны):

Компании должны проводить изучение контрагентов при установлении с ними деловых отношений, а также периодически анализировать информацию в отношении уже существующих контрагентов.

Процесс изучения потенциального нового контрагента должен начинаться с его идентификации. При разработке процедуры идентификации компании нередко используют положения законодательных и подзаконных нормативных актов, регулирующих идентификацию клиентов в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. При этом необходимо учитывать, что международно-правовые акты и основанное на них национальное законодательство о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма требуют проводить идентификацию клиентов, представителей клиентов, бенефициарных владельцев клиентов и выгодоприобретателей (бенефициаров) по конкретным операциям (сделкам). В антикоррупционные политики, как правило, включаются положения об идентификации и изучении контрагентов. Понятие контрагента является более широким, чем понятие клиента. Так, в России в ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» клиент определяется как физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, то есть речь идет о лице, которому организация оказывает какие-либо услуги. В Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, опубликованных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 8 ноября 2013 г. контрагент определяется как любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

При идентификации контрагента — физического лица необходимо проверить документы, удостоверяющие личность и зафиксировать полученные сведения. Перечень документов, удостоверяющих личность, определяется в соответствии с законодательством каждого государства. При идентификации контрагента — юридического лица проверяются и документально фиксируются сведения, содержащиеся в учредительных документах и документах о регистрации юридического лица, предусмотренных законодательством соответствующей страны. В случае осуществления контрагентом лицензируемой деятельности, а также деятельности, требующей наличия иных специальных разрешительных документов или специального образования, также проверяется и фиксируется наличие необходимых лицензий, дипломов и иных документов. Компании могут проводить проверку подлинности представленных документов с использованием доступных информационных ресурсов, таких как торговые или иные реестры юридических лиц, содержащие сведения о их регистрации, учредителях и руководителях. Для целей идентификации контрагента, являющегося иностранным физическим или юридическим лицом, наряду с документами обычно запрашивается их заверенный перевод.

Идентификация бенециарных владельцев

Серьезной проблемой, возникающей в процессе идентификации контрагента, является проблема идентификации бенефициарных владельцев. Нередко коррумпированные должностные лица, выстраивают сложные схемы учредительских взаимосвязей с целью скрыть тот факт, что владельцами компаний являются они, их близкие родственники или члены семей. Данные лица могут являться владельцами последней компании в длинной цепочке, зарегистрированной в юрисдикции, в которой сложно получить доступ к информации о компаниях, либо вообще не фигурировать в числе учредителей и руководителей какой-либо компании.

В законодательстве государств понятие бенефициарного владельца нередко определяется на основании принятых ФАТФ Международных стандартов борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения. Рекомендации 24 и 25, входящие в Международные стандарты ФАТФ, предусматривают идентификацию бенефициарных владельцев юридических лиц и трастов.

понятие бенефициарного владелеца

Некоторые государства используют более широкий и, на наш взгляд, небесспорный подход к определению бенефициарных владельцев. Так, в России ст. 3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» определяет бенефициарного владельца как физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. На практике возникают вопросы о том, что следует понимать под возможностью контролировать действия клиента. Федеральная служба по финансовому мониторингу в Информационном сообщении о типовых вопросах применения Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ разъяснила, что под возможностью контролировать действия клиента — физического лица другим физическим лицом в целях Федерального закона N 115-ФЗ следует понимать возможность воздействовать на решения клиента при осуществлении им каких-либо операций с денежными средствами или иным имуществом, не обусловленную, как правило, юридически закрепленными правами и обязанностями. Такая возможность, например, может вытекать из психического или физического принуждения клиента к совершению операций с денежными средствами или иным имуществом, материальной заинтересованности в осуществлении от своего имени финансовых операций по поручению бенефициарного владельца, иного зависимого состояния.

Таким образом, Росфинмониторинг дал широкое толкование понятия бенефициарного владельца, включающее два важных элемента. Во-первых, бенефициарный владелец может быть как у юридического, так и у физического лица. Во-вторых, для признания бенефициарным владельцем необязательно наличие юридической связи физического лица с юридическим лицом. Достаточно наличия неформального контроля, например криминального контроля, осуществляемого организованной преступной группой или сообществом. Позицию Росфинмониторинга в отношении возможного наличия бенефициарных владельцев у физических лиц поддержал Центральный банк Российской Федерации. В п. 3.6 Положения Банка России от 2 марта 2012 г. N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» *(60) предусматривается, что сведения о результате принятых кредитной организацией мер по идентификации бенефициарного владельца клиента — физического лица, а в случае выявления бенефициарного владельца клиента — физического лица также решение кредитной организации о признании физического лица бенефициарным владельцем такого клиента — физического лица с обоснованием принятого решения должны быть зафиксированы в анкете (досье) такого клиента. На наш взгляд, использование термина «бенефициарный владелец», характерного для имущественного права, в отношении физического лица, имеющего возможность влиять на принятие решений другим физическим лицом, представляется весьма спорным. Идея принятия нормы, видимо, заключается в том, чтобы выявлять в процессе идентификации подставных лиц и фирмы-однодневки. К сожалению, на практике подставные лица и номинальные владельцы фирм-однодневок, как правило, не знают, кто их использует. Связь с подставными лицами осуществляется в одностороннем порядке с использованием сотовых телефонов оформленных на других подставных лиц. Эффект применения нормы вряд ли будет высоким. В случае невозможности идентификации бенефициарного владельца российское законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма допускает две возможности. Организация может отказаться от установления деловых отношений с клиентом или признать в качестве бенефициарного владельца единоличный исполнительный орган клиента. Таким образом, существует возможность использования подставных лиц и в качестве бенефициарных владельцев организаций. Учитывая отсутствие в российском антикоррупционном законодательстве положений, касающихся бенефициарных владельцев, многие организации используют при разработке своих внутренних антикоррупционных документов нормы законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

Подходы идентификации бенефициарных владельцев

Проблема с идентификацией бенефициарных владельцев возникает, прежде всего, при наличии длинных цепочек учреждающих друг друга компаний, зарегистрированных в различных юрисдикциях. В практике компаний стран БРИКС сформировались три основных подхода к идентификации бенефициарных владельцев контрагентов. При первом подходе компания просит контрагента предоставить сведения о бенефициарных владельцах. Контрагент предоставляет надлежащим образом заверенные копии учредительных документов и другие необходимые сведения в отношении последней компании в цепи учредительских взаимосвязей и физических лиц — учредителей данной компании. Достоверность информации о том, что физические лица — учредители заявленной компании действительно являются бенефициарными владельцами контрагента остается на совести контрагента. Применяя первый подход к идентификации, компании стремятся быть более привлекательными для потенциальных клиентов и партнеров. При этом, однако, они берут на себя все риски, связанные с недостоверной информацией, предоставленной контрагентом. В цепи компаний — учредителей контрагента может оказаться компания, вовлеченная в совершение коррупционных преступлений или находящаяся в какой-то стране под санкциями. В результате компания, не осуществившая достаточно глубокую идентификацию контрагента, может быть вовлечена в расследование и понести как минимум репутационные потери. При втором подходе компании просят контрагентов раскрыть всю структуру учредительских взаимосвязей с предоставлением учредительных документов по всем компаниям. Такой подход позволяет существенно снизить риски, хотя и может вызывать недовольство некоторых контрагентов. Наконец, при третьем подходе компании просят контрагентов не только раскрыть и документально подтвердить учредительские взаимосвязи, но и пояснить характер деятельности каждой компании, участвующей в цепочке. Так, если какая-то компания зарегистрирована в офшорной территории или в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, контрагенту могут быть заданы вопросы о наличии какого-либо реального бизнеса компании в указанных юрисдикциях. Конкретный подход к идентификации бенефициарных владельцев контрагентов определяется в антикоррупционной политике компании.

Источник: http://xn—115-43df2aa1aa6czbyc3a.xn--p1ai/obshhaya-informaciya/procedura-vyyavleniya-beneficiarnyx-vladelcev-v-rf-i-stranax-briks-ch-1.html

Бенефициарный владелец это учредитель или директор юридического лица?

О физических лицах бенефициарных владельцах Россельхозбанк

Рыночная экономика в нашей стране развивается, появляются новые термины и понятия, с которыми мы ранее не сталкивались. Поэтому, чтобы быть «на гребне волны», необходимо постоянно пополнять свой «экономический словарь». Это необходимо не только профессионалам, но и обычным гражданам. Ведь все мы имеем отношение к финансам.

Определение понятия бенефициар несколько отличается в зависимости от того, к какой сфере больше относится – к банковской, общефинансовой, юридической и т.д.

Однако этот термин можно определить и в общих чертах. Простыми словами, бенефициар — это лицо, в пользу которого осуществляются определенные действия, приносящие прибыль (например, открывается счет в банке, переводятся денежные средства, открывается аккредитив, осуществляется трастовое управление имуществом и т.д.).

Законодательная база

Более конкретно разобраться с понятием бенефициара поможет законодательство нашей страны. Основным нормативным актом в этой сфере является т.н. «противоотмывочный закон» 115-ФЗ. В нем дается определение термина «бенефициарный владелец» (абз.13 ст.3 закона 115-ФЗ):

бенефициарный владелец — в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо;

В этом же федеральном законе прописывается обязанность банков и других финансовых учреждений, занимающихся операциями с денежными средствами, выявлять бенефициарных владельцев. В законе также указываются особенности выявления этих лиц.

Последняя поправка к закону утверждена 23 июня 2016 года и зафиксирована в 215-ФЗ. Она уточняет особенности обнародования информации юридическими лицами. Согласно данному нормативному акту, они должны фиксировать в своих базах данные о бенефициарных владельцах.

Выдвигается требование к регулярному обновлению этой информации как минимум раз в год. Эту информацию они обязаны по запросу предоставлять:

  • уполномоченным органам,
  • налоговым инстанциям;
  • федеральному органу исполнительной власти.

Юридическое лицо, не предоставившее данную информацию, будет оштрафовано.

О физических лицах бенефициарных владельцах РоссельхозбанкСовершенствование законодательной базы было вызвано необходимостью повышения прозрачности деятельности организаций, уменьшения рисков вовлечения их в сомнительные виды деятельности, в том числе связанные с «отмыванием» доходов и финансированием террористической деятельности.

Законодательная база, регламентирующая отношения с бенефициарами, дополнена Положением Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П. В нем прописываются особенности выявления кредитными организациями выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев для обеспечения целей противодействия отмыванию«преступных» доходов. В Положении уточняются:

  • критерии выявления бенефициаров кредитными организациями;
  • документы, предоставляемые ее клиентами в данных целях;
  • особенности ведения досье клиента;
  • другие вопросы.

При этом ЦБ РФ регулярно разъясняет кредитным организациям особенности действия данных законов и разбирает исключительные случаи. Эти моменты освещаются как в письмах ЦБ РФ, так и в конференциях, круглых столах и т.д.

Бенефициар кто это такой?

Федеральные законы 115-ФЗ и 215-ФЗ определяют термин «бенефициарный владелец» таким образом: это физическое лицо, прямо или косвенно владеющее лицом юридическим, или имеющее способность осуществлять непосредственный контроль за его действиями. При этом под «владением юридическим лицом» подразумевается преобладающее участие в нем физического лица в размере, превышающем 25 % в капитале.

Федеральный закон от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ обязал банки устанавливать бенефициарных владельцев, причем не только юридических лиц, но и физических. Так, в процессе осуществления своих функций кредитные учреждения сталкиваются с рядом проблем. Одной из них является установление бенефициаров клиентов.

Понятие бенефициара и особенности его выявления будут несколько отличаться в зависимости от того, действует ли он к выгоде юридического лица или лица физического.

Конечный бенефициар юридического лица это кто?

Цепочка выгодоприобретателей заканчивается в лице конкретного человека или группы лиц, которые получают определенную прибыль. Именно таким лицом и является конечный бенефициар. Простыми словами данное понятие можно пояснить так: конечный бенефициар юридического лица это физическое лицо, которое получает прибыль от деятельности организации или управления имуществом.

Бенефициар и выгодоприобретатель: в чем разница?

О физических лицах бенефициарных владельцах РоссельхозбанкЕсли с конечным бенефициаром все понятно, то зачастую происходит подмена понятий «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец». Действительно, оба эти субъекта получают доход от действий клиента. Так, некоторые источники вообще считают их равнозначными.

Однако российское законодательство дает различные определения этим терминам. Это можно увидеть в 115-ФЗ. Так, под бенефициарным владельцем подразумевается субъект, владеющий клиентом — юридическим лицом, либо имеющий возможность осуществлять контроль над его действиями. Для этого он должен владеть более, чем 25-ью % акций компании.

А выгодоприобретатель, согласно этому же закону, определен как субъект, к выгоде которого осуществляет свою деятельность клиент.

Таким образом, понятие «бенефициарный владелец» представляется более конкретным и узким, в котором точно указывается, что выгодоприобретатель должен обладать более, чем 25 % акций в капитале организации, чтобы считаться ее бенефициаром. Также он должен иметь доступ к управлению ею и контролю. Выгодоприобретатель этого не может, поскольку у него нет собственной доли в компании.

Исходя из этого, когда контролирующие органы выявляют противоправные действия, они интересуются, прежде всего, бенефициарными владельцами организаций. Это объясняется тем, что именно последние и принимают решения о противоправных действиях.

Особенности установления бенефициара

Следует разделять подходы в определении бенефициара для физических и юридических лиц.

Для юридического лица

Бенефициаром юридического лица выступает либо один, либо несколько фактических собственников организации, которые имеют право оказывать прямое или косвенное воздействие на компанию. Это воздействие может быть как прямым, так и косвенным.

Сложность выявления бенефициаров утяжеляется тем, что сведения о них могут быть не указаны в документах компании. Или же может быть занижено их официальное участие в ее деятельности. Их личность устанавливается сотрудниками банка и может быть известна только им и коммерческим агентам.

Некоторые компании стараются не разглашать информацию о своих бенефициарах, к примеру, в следующих случаях:

  • при использовании оффшоров;
  • при оптимизации налогообложения и уклонении от уплаты налогов;
  • при легализации средств, которые были получены криминальным путем.

Голос бенефициара юридического лица является доминирующим в решении ряда ключевых вопросов деятельности организации, таких, как: распределение прибыли, участие в инвестиционных проектах. В этих целях бенефициар имеет право участвовать в собрании акционеров компании.

Для того, чтобы обеспечить участие бенефициара в управлении компанией и максимально сокрыть сведения о его личности, применяются всевозможные схемы оформления собственности и правоустанавливающей документации.

В качестве примера приведем следующую ситуацию – получение бенефициаром доступа к счетам организации по доверенности, которая выдается «подставным» директором. Бенефициар обладает собственностью посредством акций на предъявителя. Это может также осуществляться с помощью лиц, которые выполняют функции номинальных владельцев акций.

Пример

Приведем пример определения конечного бенефициара юридического лица.

Так, недавно была обнародована информация о конечном бенефициаре концерна «Русал» и УК «Базовый элемент» – Олеге Дерипаске. Он был вынужден раскрыть сведения о структуре собственности данных компаний, испытывая давление международных инвесторов. Для этого Дерипаска был вынужден признать, что он является единственным владельцем указанных компаний.

В данном примере под «конечным бенефициаром» понимается единоличный собственник компании, т.е. Олег Дерипаска. Он может владеть активами компаний напрямую, или косвенным образом, т.е. через какие-то сторонние структуры.

Для физического лица

Установление сведений о бенефициарах физических лиц затруднено по многим причинам. Это, помимо прочего, объясняется тем, что клиенты не раскрывают данную информацию умышленно, либо неумышленно.

При этом выявление бенефициаров юридических лиц является более простым благодаря наличию в арсенале кредитных учреждений таких информационных порталов, как СПАРК или «Коммерсантъ КАРТОТЕКА», в которых можно найти данные сведения.

Для информации: необходимость установления бенефициара физического лица предусмотрена стандартами международных организаций. Это не только «прихоть» российского уполномоченного органа.

Выделим возможных бенефициаров физического лица:

  • законный представитель данного субъекта;
  • попечитель.

Это, если не рассматривать варианты, носящие криминальный подтекст. Здесь в качестве примера можно привести участие безработных, студентов или просто малообеспеченных людей в схемах по обналичиванию денег, которые участились в нашей стране.

С формальной точки зрения лица, которые их наняли, и будут являться бенефициарами данных клиентов — физических лиц. При этом данные бенефициары могут быть не выявлены банком.

Кто запрашивает такие сведения

О физических лицах бенефициарных владельцах РоссельхозбанкВ получении достоверной информации о бенефициарных владельцах нуждаются, прежде всего, проверяющие органы. Эти сведения представляются настолько важными по нескольким причинам. Они нужны для организации противодействия:

  • «отмыванию» преступных доходов;
  • финансированию террористической деятельности;
  • махинациям с уплатой налогов;
  • незаконным выводам средств за рубеж и т.д.

Помимо проверяющих органов, эта информация нужна и кредиторам при принятии ими обоснованного решения о возможности предоставления средств.

Информацию о бенефициарных владельцах обязаны выявлять кредитные организации, в которых клиенты открывают счета. В анкетах они обязаны указать, действуют ли они в собственных интересах или к выгоде сторонних лиц. Сами же кредитные учреждения передают эти сведения в Росфинмониторинг.

Для оказания противодействия отмыванию преступных доходов кредитные организации должны устанавливать следующие данные о бенефициаре своего клиента: ФИО, подданство, дата рождения, адрес проживания, ИНН, данные паспорта или миграционной карты.

Образец заполнения данных сведений приведен в 115-ФЗ.

Образец заполнения сведений о бенефициарном владельце можете скачать в виде бланков: ЗДЕСЬ (файл PDF) и ЗДЕСЬ (файл Word).

Права и ответственность бенефициаров

Бенефициар обладает следующими правами:

  • распоряжение собственной долей;
  • контроль над соблюдением своих обязанностей руководством организации;
  • участие в собраниях, проводимых руководством компании, и принятие решений в соответствии с собственной долей в ней;
  • получение дохода от результатов функционирования организации.

Бенефициар может защитить свое имущество, заключив договор на трастовое управление. Однако при нарушении его условий, сам бенефициар будет нести ответственность.

Некоторые нюансы

Не все организации имеют конечных собственников. Так, у некоммерческих организаций они отсутствуют. Это объясняется тем, что целью их деятельности не является извлечение прибыли.

Однако получить сведения о бенефициарах у коммерческой организации не всегда представляется возможным. Поэтому, несмотря на то, что в арсенале кредитных учреждений имеется множество методов выявления конечных бенефициаров, их личность в некоторых случаях может оставаться тайной.

Это объясняется наличием проработанных схем сокрытия конечного бенефициара. Особенно такие случаи характерны для трастовых операций.

Несмотря на всю важность определения бенефициаров, российская законодательная база еще не до конца сформирована и имеет много недоработок.

Итак, схожие на первый взгляд понятия бенефициарный владелец и выгодоприобретатель различаются согласно законодательству страны. Обязанность выявления выгодоприобретателей лежит на кредитных организациях. Корректность работы банков проверяется Росфинмониторингом.

Уже готовые бизнес планы примеры с расчетами могут дать основу для составления своего плана развития с учетом индивидуальных условий.

Как правильно оформить заявление от директора на выдачу под отчет денежной суммы.

Источник: http://delat-delo.ru/spravochnik/terminy/benefitsiarnyj-vladelets.html

Процедура выявления бенефициарных владельцев в РФ и странах БРИКС ч.1

Главные статьи (понятия бенефициар и бенефициарный владелец не равнозначны):

Компании должны проводить изучение контрагентов при установлении с ними деловых отношений, а также периодически анализировать информацию в отношении уже существующих контрагентов.

Процесс изучения потенциального нового контрагента должен начинаться с его идентификации. При разработке процедуры идентификации компании нередко используют положения законодательных и подзаконных нормативных актов, регулирующих идентификацию клиентов в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. При этом необходимо учитывать, что международно-правовые акты и основанное на них национальное законодательство о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма требуют проводить идентификацию клиентов, представителей клиентов, бенефициарных владельцев клиентов и выгодоприобретателей (бенефициаров) по конкретным операциям (сделкам). В антикоррупционные политики, как правило, включаются положения об идентификации и изучении контрагентов. Понятие контрагента является более широким, чем понятие клиента. Так, в России в ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» клиент определяется как физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, то есть речь идет о лице, которому организация оказывает какие-либо услуги. В Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, опубликованных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 8 ноября 2013 г. контрагент определяется как любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

При идентификации контрагента — физического лица необходимо проверить документы, удостоверяющие личность и зафиксировать полученные сведения. Перечень документов, удостоверяющих личность, определяется в соответствии с законодательством каждого государства. При идентификации контрагента — юридического лица проверяются и документально фиксируются сведения, содержащиеся в учредительных документах и документах о регистрации юридического лица, предусмотренных законодательством соответствующей страны. В случае осуществления контрагентом лицензируемой деятельности, а также деятельности, требующей наличия иных специальных разрешительных документов или специального образования, также проверяется и фиксируется наличие необходимых лицензий, дипломов и иных документов. Компании могут проводить проверку подлинности представленных документов с использованием доступных информационных ресурсов, таких как торговые или иные реестры юридических лиц, содержащие сведения о их регистрации, учредителях и руководителях. Для целей идентификации контрагента, являющегося иностранным физическим или юридическим лицом, наряду с документами обычно запрашивается их заверенный перевод.

Идентификация бенециарных владельцев

Серьезной проблемой, возникающей в процессе идентификации контрагента, является проблема идентификации бенефициарных владельцев. Нередко коррумпированные должностные лица, выстраивают сложные схемы учредительских взаимосвязей с целью скрыть тот факт, что владельцами компаний являются они, их близкие родственники или члены семей. Данные лица могут являться владельцами последней компании в длинной цепочке, зарегистрированной в юрисдикции, в которой сложно получить доступ к информации о компаниях, либо вообще не фигурировать в числе учредителей и руководителей какой-либо компании.

В законодательстве государств понятие бенефициарного владельца нередко определяется на основании принятых ФАТФ Международных стандартов борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения. Рекомендации 24 и 25, входящие в Международные стандарты ФАТФ, предусматривают идентификацию бенефициарных владельцев юридических лиц и трастов.

понятие бенефициарного владелеца

Некоторые государства используют более широкий и, на наш взгляд, небесспорный подход к определению бенефициарных владельцев. Так, в России ст. 3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» определяет бенефициарного владельца как физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. На практике возникают вопросы о том, что следует понимать под возможностью контролировать действия клиента. Федеральная служба по финансовому мониторингу в Информационном сообщении о типовых вопросах применения Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ разъяснила, что под возможностью контролировать действия клиента — физического лица другим физическим лицом в целях Федерального закона N 115-ФЗ следует понимать возможность воздействовать на решения клиента при осуществлении им каких-либо операций с денежными средствами или иным имуществом, не обусловленную, как правило, юридически закрепленными правами и обязанностями. Такая возможность, например, может вытекать из психического или физического принуждения клиента к совершению операций с денежными средствами или иным имуществом, материальной заинтересованности в осуществлении от своего имени финансовых операций по поручению бенефициарного владельца, иного зависимого состояния.

Таким образом, Росфинмониторинг дал широкое толкование понятия бенефициарного владельца, включающее два важных элемента. Во-первых, бенефициарный владелец может быть как у юридического, так и у физического лица. Во-вторых, для признания бенефициарным владельцем необязательно наличие юридической связи физического лица с юридическим лицом. Достаточно наличия неформального контроля, например криминального контроля, осуществляемого организованной преступной группой или сообществом. Позицию Росфинмониторинга в отношении возможного наличия бенефициарных владельцев у физических лиц поддержал Центральный банк Российской Федерации. В п. 3.6 Положения Банка России от 2 марта 2012 г. N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» *(60) предусматривается, что сведения о результате принятых кредитной организацией мер по идентификации бенефициарного владельца клиента — физического лица, а в случае выявления бенефициарного владельца клиента — физического лица также решение кредитной организации о признании физического лица бенефициарным владельцем такого клиента — физического лица с обоснованием принятого решения должны быть зафиксированы в анкете (досье) такого клиента. На наш взгляд, использование термина «бенефициарный владелец», характерного для имущественного права, в отношении физического лица, имеющего возможность влиять на принятие решений другим физическим лицом, представляется весьма спорным. Идея принятия нормы, видимо, заключается в том, чтобы выявлять в процессе идентификации подставных лиц и фирмы-однодневки. К сожалению, на практике подставные лица и номинальные владельцы фирм-однодневок, как правило, не знают, кто их использует. Связь с подставными лицами осуществляется в одностороннем порядке с использованием сотовых телефонов оформленных на других подставных лиц. Эффект применения нормы вряд ли будет высоким. В случае невозможности идентификации бенефициарного владельца российское законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма допускает две возможности. Организация может отказаться от установления деловых отношений с клиентом или признать в качестве бенефициарного владельца единоличный исполнительный орган клиента. Таким образом, существует возможность использования подставных лиц и в качестве бенефициарных владельцев организаций. Учитывая отсутствие в российском антикоррупционном законодательстве положений, касающихся бенефициарных владельцев, многие организации используют при разработке своих внутренних антикоррупционных документов нормы законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

Подходы идентификации бенефициарных владельцев

Проблема с идентификацией бенефициарных владельцев возникает, прежде всего, при наличии длинных цепочек учреждающих друг друга компаний, зарегистрированных в различных юрисдикциях. В практике компаний стран БРИКС сформировались три основных подхода к идентификации бенефициарных владельцев контрагентов. При первом подходе компания просит контрагента предоставить сведения о бенефициарных владельцах. Контрагент предоставляет надлежащим образом заверенные копии учредительных документов и другие необходимые сведения в отношении последней компании в цепи учредительских взаимосвязей и физических лиц — учредителей данной компании. Достоверность информации о том, что физические лица — учредители заявленной компании действительно являются бенефициарными владельцами контрагента остается на совести контрагента. Применяя первый подход к идентификации, компании стремятся быть более привлекательными для потенциальных клиентов и партнеров. При этом, однако, они берут на себя все риски, связанные с недостоверной информацией, предоставленной контрагентом. В цепи компаний — учредителей контрагента может оказаться компания, вовлеченная в совершение коррупционных преступлений или находящаяся в какой-то стране под санкциями. В результате компания, не осуществившая достаточно глубокую идентификацию контрагента, может быть вовлечена в расследование и понести как минимум репутационные потери. При втором подходе компании просят контрагентов раскрыть всю структуру учредительских взаимосвязей с предоставлением учредительных документов по всем компаниям. Такой подход позволяет существенно снизить риски, хотя и может вызывать недовольство некоторых контрагентов. Наконец, при третьем подходе компании просят контрагентов не только раскрыть и документально подтвердить учредительские взаимосвязи, но и пояснить характер деятельности каждой компании, участвующей в цепочке. Так, если какая-то компания зарегистрирована в офшорной территории или в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, контрагенту могут быть заданы вопросы о наличии какого-либо реального бизнеса компании в указанных юрисдикциях. Конкретный подход к идентификации бенефициарных владельцев контрагентов определяется в антикоррупционной политике компании.

Источник: http://xn—115-43df2aa1aa6czbyc3a.xn--p1ai/obshhaya-informaciya/procedura-vyyavleniya-beneficiarnyx-vladelcev-v-rf-i-stranax-briks-ch-1.html

Анкета физического лица — бенефициарного владельца*

Транскрипт

1 Лицензия ФКЦБ России От г. ДЕПОЗИТАРИЙ АО «ВостСибтранскомбанк», Россия, г. Иркутск, ул. Бурлова, 2 Тел.: Факс: Приложение 2Г к «Условиям осуществления депозитарной деятельности АО «ВостСибтранскомбанк» Анкета физического лица — бенефициарного владельца* Полное наименование юридического лица ИНН юридического лица Фамилия Имя Отчество лица, имеющего долю в капитале юридического лица в размере 25% и более, либо имеющего возможность контролировать действия юридического лица Доля владения капиталом, в % Дата рождения ИНН Гражданство Место рождения Наличие одновременно с гражданством РФ гражданства иностранного государства или вида на жительство в иностранном государстве НЕТ ДА, имеется гражданство ДА, имеется вид на жительство Данные документа, удостоверяющего личность: Документ, удостоверяющий личность Дата выдачи Орган, выдавший документ Номер миграционной карты Дата начала срока пребывания Серия документа Код подразделения Наименование документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ Серия документа Номер документа Номер документа Дата окончания срока пребывания Срок действия права пребывания (проживания) Дата начала Дата окончания Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания: Индекс Город, иной населенный пункт Улица Область Дом Корпус Квартира Телефон Факс Адрес для почтовых уведомлений или фактического проживания: совпадает с адресом места жительства (регистрации) Индекс Город, иной населенный пункт Улица Область Дом Корпус Квартира Иные сведения: Финансовое положение по оценке Клиента Хорошее Среднее Плохое Деловая репутация по оценке Клиента Удовлетворительная Не удовлетворительная Предполагаемый характер деловых отношений с Банком: Цели финансово-хозяйственной деятельности: Краткосрочный (менее года) Долгосрочный Личные, не для предпринимательской деятельности Иное: Цель установления отношений с Депозитарием Банка: учет прав на эмиссионные ценные бумаги учет и хранение ценных бумаг Иное:

2 Страница 2 из 5 Источники происхождения денежных средств: — собственные средства — заемные средства — средства дарения, наследования; — иное: Форма выплаты доходов: Банковский перевод Почтовый перевод Номер расчетного счета Наименование банка Корреспондентский счет БИК ИНН банка Способ обмена сообщениями: лично (через представителя) по факсу иное Дополнительные инструкции для обмена сообщениями Сведения о физических лицах, имеющих право (возможность) в том числе на основании договора с клиентом оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, использовать свои полномочия с целью оказания влияния на величину дохода клиента, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе, несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.), а также финансовых операций — нет да, (при наличии отметки в графе «да», необходимо предоставить сведения обо всех бенефициарных владельцах и соответствующие договора) Принадлежность к иностранным публичным должностным лицам: Являетесь ли Вы (Ваши родственники) лицом, занимающим какую-либо должность (или ранее занимавшим с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства нет; да, Если «да» наименование должности и государственного органа:, источники происхождения денежных средств:, степень родства:. Принадлежность к публичным должностным лицам международной организации или лицам, замещающим (занимающим) следующие должности: государственные должности Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в государственных корпорациях и в иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов — нет да, (если «да» наименование должности и государственного органа (организации (корпорации), публичной международной организации): Подтверждаю достоверность вышеуказанных сведений. В случае их изменений обязуюсь незамедлительно представить в Банк соответствующие изменения и подтверждающие документы. Банк оставляет за собой право в случае неполучения информации в указанный срок считать, что в ранее предоставленных сведениях и документах изменения и дополнения отсутствуют. *Бенефициарный владелец физическое лицо, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента юридического лица. Должность руководителя / / 20 г. м.п. настоящая форма подлежит заполнению единоличным исполнительным органом юридического лица; бенефициарными владельцами физическими лицами первого, второго и последующих уровней; представителями клиента (депонента) физического, юридического лица и индивидуального предпринимателя (т.е. физическими лицами, представляющие интересы клиента на основании доверенности). Внимание! Анкета подписывается руководителем или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами юридического лица действовать без доверенности, или лицом, действующим на основании доверенности. Если Анкета распечатана на двух и более листах, то подпись, проставляется на каждом листе Анкеты или на сшиве. Ответственность за полноту и правильность заполнения предоставленной информации несет лицо, подписавшее анкету. Указанное ниже, заполняется сотрудником Банка Анкета принята Данные, указанные в анкете проверены Заключен Депозитарный/Междепозитарный договор/договор с попечителем счета Открыт счет депо По ПЭ проверено, сведения: отсутствуют присутствуют Дата проверки по ПЭ: К Должность сотрудника подпись Ф.И.О. М.П.

3 Страница 3 из 5 Порядок заполнения Анкеты физического лица — бенефициарного владельца Наименование поля Полное наименование юридического лица Комментарии — Указывается полное официальное наименование юридического лица-резидента в соответствии с Уставом. Юридические лица нерезиденты РФ заполняют поле в соответствии с наименованием, указанным при переводе Устава на русский язык. ИНН юридического лица Указывается код ИНН, присвоенный юридическому лицу (10 символов). Юридические лица — нерезиденты указывают код КИО, присвоенный иностранной организации. Фамилия Имя Отчество — Указывается Фамилия Имя Отчество лица, имеющего долю владения в капитале юридического лица в размере 25% и более, либо имеющего возможность контролировать действия юр. лица Доля владения капиталом, в % — Указывается доля владения капиталом, в % Дата рождения — Указывается дата рождения физического лица в формате ДД/ММ/ГГГГ Место рождения — Указывается место рождения физического лица в соответствии с паспортными данными ИНН — Указывается ИНН, присвоенный физическому лицу (для резидента 12 символов) (если имеется) Гражданство — Указывается наименование государства (страны), гражданином которого является физическое лицо Наличие одновременно с гражданством РФ гражданства иностранного государства или вида на жительство в иностранном государстве — Указывается наличие у Клиента второго гражданства либо вида на жительство в другом государстве, при положительном ответе, заполняется дополнительная форма (Приложение 22) Документ, удостоверяющий личность — В соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность, являются: 1. Для граждан Российской Федерации: — паспорт гражданина Российской Федерации; — свидетельство органов ЗАГС, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о рождении гражданина — для гражданина Российской Федерации, не достигшего 14 лет; — общегражданский заграничный паспорт; — паспорт моряка; — удостоверение личности военнослужащего или военный билет; — временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое органом внутренних дел до оформления паспорта; — иные документы, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность. 2. Для иностранных граждан: — паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность. 3. Для лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации: — вид на жительство в Российской Федерации. 4. Для иных лиц без гражданства: — документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; — разрешение на временное проживание; — вид на жительство; — иные документы, предусмотренные федеральными законами или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства. 5. Для беженцев: — свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем, выданное дипломатическим или консульским учреждением Российской Федерации либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом федеральной исполнительной власти по миграционной службе; — удостоверение беженца. Серия документа — Указывается серия документа, удостоверяющего личность физического лица

4 Страница 4 из 5 Номер документа — Указывается номер документа, удостоверяющего личность физического лица Дата выдачи — Указывается дата выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица в формате ДД/ММ/ГГГГ Орган, выдавший документ и код подразделения — Указывается наименование органа, выдавшего документ, удостоверяющий личность физического лица и код подразделения (при наличии) Номер миграционной карты — Указывается номер миграционной карты (заполняется только физическими лицами-нерезидентами или лицами без гражданства) Дата начала срока пребывания — Указывается дата начала срока пребывания физического лица на территории РФ в формате ДД/ММ/ГГГГ (заполняется только физическими лицаминерезидентами или лицами без гражданства) Дата окончания срока пребывания Наименование документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ — Указывается дата окончания срока пребывания физического лица на территории РФ в формате ДД/ММ/ГГГГ (заполняется только физическими лицаминерезидентами или лицами без гражданства) — В соответствии с законодательством Российской Федерации документами, подтверждающими право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются: — вид на жительство; — разрешение на временное проживание; — виза; -иной документ, подтверждающий в соответствии с законодательством Российской Федерации право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации. (заполняется только физическими лицами-нерезидентами или лицами без гражданства) Серия документа — Указывается серия документа подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ (заполняется только физическими лицами-нерезидентами или лицами без гражданства) Номер документа — Указывается номер документа подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ (заполняется только физическими лицами-нерезидентами или лицами без гражданства) Срок действия права пребывания (проживания) Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания — Указывается дата начала срока действия права пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ в формате ДД/ММ/ГГГГ и дата окончания срока действия права пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ в формате ДД/ММ/ГГГГ (заполняется только физическими лицами-нерезидентами или лицами без гражданства) — Указывается индекс, полное наименование населенного пункта (города, поселка и т.п.) и улицы (проспекта, переулка, площади и т.п.), а также номер дома и корпуса и квартиры по адресу регистрации) или места пребывания физического лица Телефон — Указывается телефонный номер физического лица с указанием международного/междугородного кода Факс — Указывается номер факса физического лица с указанием международного/междугородного кода (при отсутствии не заполняется) — Указывается электронный адрес физического лица (при отсутствии не заполняется) Адрес для почтовых уведомлений или фактического проживания Сведения о финансовом положении по оценке Клиента Сведения о деловой репутации по оценке Клиента Предполагаемый характер деловых отношений с Банком Цели финансово-хозяйственной деятельности Цель установления отношений с Депозитарием Банка — Указывается индекс, полное наименование населенного пункта (города, поселка и т.п.) и улицы (проспекта, переулка, площади и т.п.), а также номер дома и корпуса и квартиры по почтовому адресу или адресу фактического места жительства физического лица — Указывается «хорошее», «среднее» или «плохое» по оценке самого Клиента — Указывается «удовлетворительная» или «не удовлетворительная» по оценке самого Клиента — Указывается «краткосрочный (менее года)» или «долгосрочный» — Указывается цель финансово-хозяйственной деятельности Клиента — Указывается предполагаемая цель дальнейших отношений Клиента с Депозитарием Банка

5 Страница 5 из 5 Источники происхождения денежных — Указываются источники происхождения денежных средств средств Форма выплаты доходов — «Банковский перевод» указывается в случае, если клиент планирует получать доходы по ценным бумагам на счет, указанный в поле «Счет получателя». В ином случае указывается способ получения доходов «Почтовый перевод» Номер расчетного счета — Указывается номер денежного счета в банке Наименование банка — Указывается полное наименование банка, через который физическое лицо осуществляет расчеты в рублях Корреспондентский счет банка — Указывается номер корреспондентского счета банка в РКЦ Банка России Банковский идентификационный код ИНН банка — Указывается присвоенный банку код БИК Указывается идентификационный номер налогоплательщика Банка Способ обмена сообщениями — Указывается приемлемый для клиента способ обмена сообщениями в соответствии с предлагаемым перечнем. Возможные дополнительные варианты (указываются Клиентом в графе «Иное») «Банк-Клиент» и «Почтой» Сведения о физических лицах, имеющих право (возможность) в том числе на основании договора с клиентом оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, использовать свои полномочия с целью оказания влияния на величину дохода клиента, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе, несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.), а также финансовых операций Принадлежность к иностранным публичным должностным лицам Принадлежность к публичному должностному лицу международных организаций — Если имеются, то необходимо предоставить сведения обо всех бенефициарных владельцах и соответствующий договор — Указывается «да» или «нет». Если «да», то указать наименование должности и государственного органа, источники происхождения денежных средств, степень родства — Указывается «да» или «нет». Если «да», то указать наименование должности и государственного органа (организации (корпорации), публичной международной организации) Если Анкету подписывает лицо, действующее на основании доверенности, то обязательно указываются реквизиты доверенности.

Источник: http://docplayer.ru/38689228-Anketa-fizicheskogo-lica-beneficiarnogo-vladelca.html

Независимый рейтинг МФО, выдающих кредиты и займы в день обращения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *